Постановление № 1322 от 27 декабря 2022 г.

АДМИНИСТРАЦИЯ АРГАЯШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

"27"декабря  2022 г.                                                                                                           № 1322

Об утверждении муниципальной программы

Аргаяшского муниципального района

«Управление муниципальными финансами и

муниципальным долгом Аргаяшского

муниципального района»

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и руководствуясь постановлением администрации Аргаяшского муниципального района от 02.10.2013 № 1748 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных  программах Аргаяшского муниципального района»

администрация Аргаяшского муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:                    

  1. Утвердить муниципальную программу «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Аргаяшского муниципального района», согласно приложению.
  2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2023 года.
  3. Муниципальную программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Аргаяшского муниципального района», утвержденную  постановлением администрации Аргаяшского муниципального района от 22.12.2021 № 1042, признать утратившей силу с 01.01.2023 года, в части планового периода 2023 и 2024 годов.
  4. Контроль за выполнением постановления возложить на Заместителя Главы муниципального района, начальника финансового управления Н.П. Савинова.   

 

Глава Аргаяшского

муниципального районам

И.В. Ишимов

 

Приложение № 1

к постановлению администрации

Аргаяшского муниципального

района от 27.12.2022г. № 1322

                                                                        

ПАСПОРТ

муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Аргаяшского муниципального района»  

Ответственный исполнитель

муниципальной  программы

Финансовое управление Аргаяшского муниципального  района  (далее – финансовое управление).

Соисполнители муниципальной программы

 

Главные распорядители бюджета Аргаяшского муниципального района, администраторы доходов бюджета Аргаяшского муниципального района, казенные учреждения

Участники муниципальной программы

Органы местного самоуправления сельских поселений

Подпрограммы муниципальной программы

 

  1. Организация бюджетного процесса в Аргаяшском муниципальном районе.
  2. Создание и развитие информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Аргаяшском муниципальном районе.

3.   Обеспечение сбалансированности бюджета.

Программно – целевые инструменты муниципальной программы (наименование ведомственных целевых программ)

Не предусматривается

Цели муниципальной программы

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления муниципальными финансами Аргаяшского муниципального района.

Задачи муниципальной программы

Подпрограмма 1:

  1. Долгосрочное бюджетное планирование.
  2. Нормативное правовое регулирование в сфере бюджетного процесса и его совершенствование.

Подпрограмма 2:

  1. Формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами.

Подпрограмма 3:

  1. Совершенствование межбюджетных отношений
    в  Аргаяшском муниципальном районе.

Целевые индикаторы и показатели

муниципальной программы

 

 

 

 

  1. Наличие долгосрочной бюджетной стратегии.
  2. Снижение предельного размера отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Аргаяшского муниципального района (без учета дополнительного норматива отчислений от налога на доходы   
    физических лиц и иных поступлений связанными с изменениями в законодательстве) за отчетный
    год от первоначально утвержденного плана с 20% до 10%.
  3. Доля муниципальных учреждений подлежащих  оценки эффективности и результативности выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на уровне 100%.
  4. Сохранение доли ГРБС Аргаяшского муниципального района и муниципальных образований поселений, предоставивших отчетность в сроки, установленные  финансовым управлением, на уровне 100%.
  5. Разработка нормативно-правовых актов, необходимых для реализации создания системы «Электронный бюджет».
  6. Отсутствие просроченной кредиторской задолженности – 0%.
  7. Удельный вес муниципальных образований  поселений Аргаяшского района охваченных мониторингом оценки качества и организации осуществления бюджетного процесса.

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

2023-2025 годы

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы

Общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств бюджета Аргаяшского муниципального района составляет – 210 719,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2023 году –  117 712,0   тыс. рублей;

в 2024 году –  46 503,7   тыс. рублей;

в 2025 году –  46 503,7   тыс. рублей.

 

Ожидаемые результаты реализации муниципальной  программы

 

 

 

 

  1. Достижение исполнения первоначальных плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам (без учета дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и иных поступлений связанными с изменениями
    в законодательстве) на уровне не менее 100 %.
  2. Оценка выполнения муниципального задания
    на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) по критерию «качество оказание муниципальных услуг» - по каждому из показателей качества,
    не менее 95%.

 

 

Раздел 1 Характеристика текущего состояния сферы
реализации муниципальной программы

 

Система управления муниципальными финансами Аргаяшского муниципального района постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми на федеральном, региональном и местном уровнях. Задачами первостепенной важности на всех этапах бюджетных реформ оставались соблюдение бюджетного законодательства и безусловное исполнение бюджетных обязательств.
           Проведение эффективной бюджетной и налоговой политики является залогом устойчивого социального и экономического развития Аргаяшского муниципального района, а также стабильного функционирования и развития муниципальной бюджетной системы.

Используемые в настоящее время программно-целевые принципы организации работы в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, переход  на предоставление муниципальных услуг на основе муниципальных заданий, создали условия для дальнейшего повышения эффективности расходов бюджета и обслуживания граждан.

В настоящее время большинство расходов районного бюджета формируется и исполняются по программно-целевому принципу, что повышает качество контроля за расходованием бюджетных средств и уровень ответственности распорядителей.

На сегодняшний день по муниципальным программам распределено почти 95 процентов всех расходов бюджета, исходя из целей, установленных Стратегией социально-экономического развития Аргаяшского муниципального района на период до 2035 года, утвержденной решением Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района от 27.10.2021 N 167 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Аргаяшского муниципального района до 2035 года". Такое распределение позволяет сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее значимых направлениях социально-экономического развития Аргаяшского муниципального района.

На протяжении ряда лет осуществляются мероприятия по мобилизации доходов и повышению эффективности бюджетных расходов: утверждается план мероприятий по увеличению собственной доходной базы бюджета Аргаяшского муниципального  района на очередной финансовый год, направленный на мобилизацию доходов, проводятся заседания межведомственные комиссии по вопросам расширения доходной базы, укреплению контроля за соблюдением налоговой дисциплины, планируется создание аналогичных комиссий  и в поселениях, входящих в состав Аргаяшского муниципального района.

В ходе реализации указанных мероприятий дополнительно поступают
в бюджет  налоговые и неналоговые доходы, которые способствовали исполнению обязательств по социально значимым программам.

Тем не менее, анализируя динамику первоначально запланированных доходов Аргаяшского муниципального района от фактического поступления прослеживается отклонение первоначально утвержденных доходов от фактически поступивших доходов.

Частичным решением этой проблемы будет усиление сотрудничества
с крупнейшими налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность
на территории Аргаяшского муниципального района и совершенствование взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса на предстоящий год и плановый период.

Повышение точности прогнозирования доходов бюджета Аргаяшского муниципального  района, повышения стабильности и предсказуемости доходной базы местного бюджета  путем повышения  ответственности каждого администратора доходов бюджета муниципального образования за качественное прогнозирование, своевременное, и полное поступление администрируемых им платежей, что позволит снизить размер отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Аргаяшского муниципального района (без учета дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц и иных поступлений связанными с изменениями в законодательстве) от первоначально  утвержденного плана с 9 % до 5%.

В Аргаяшском муниципальном районе большое внимание уделяется обеспечению прозрачности и открытости бюджетного процесса. На официальном веб-сайте Аргаяшского муниципального района www.argayash.ru размещается информация о деятельности финансового управления на всех стадиях бюджетного процесса.

В рамках полномочий финансового органа  финансовое управление  осуществляет контроль за размещением муниципальными учреждениями информации на официальном сайте www.bus.gov.ru.

Автоматизация полного цикла бюджетного процесса позволяет повысить оперативность и качество составления и исполнения бюджета, а также формирование необходимой отчетности и проведение аналитических мероприятий, в том числе содействующих выявлению дополнительных резервов повышения эффективности расходования средств.

С 2014  года развитие бюджетной системы Аргаяшского муниципального района  проходит в рамках муниципальной программы «Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом Аргаяшского муниципального района», утвержденной постановлением администрации Аргаяшского муниципального района  на соответствующий финансовый год и плановый период.

По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс. Однако в настоящее время сохраняется ряд недостатков, ограничений
и нерешенных проблем, в том числе:

-     отсутствие целостной системы стратегического планирования
и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;

-     отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования;

-     усиление роли муниципального внутреннего и внешнего финансового контроля;

-     усиление контроля за выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

-     разрозненность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления, в том числе в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

-     недостаточная степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств;

В последние годы в сфере автоматизации управления общественными финансами в Аргаяшском муниципальном районе проведен ряд реформ, которые позволили:

-     создать механизм эффективного управления единым счетом бюджета;

-     создать механизм предварительного контроля над соблюдением бюджетных ограничений в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета;

Таким образом, на сегодняшний момент в Аргаяшском муниципальном районе  сложился определенный уровень автоматизации различных функций и процессов, адекватный уровню развития сферы управления муниципальными финансами.

Однако до настоящего времени:

не во всех сферах управления общественными финансами Аргаяшского муниципального района применяются современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;

не в полной мере решены вопросы дублирования операций и исключения многократного ввода и обработки данных;

не осуществлена полная автоматизация с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Дальнейшая интеграция процессов бюджетного планирования, управления доходами, расходами, муниципальным долгом и финансовыми активами, денежными средствами, закупками, нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, бухгалтерского и управленческого учета, финансового контроля предусматривается в рамках развития информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Основными функциями межбюджетных отношений в Аргаяшском муниципальном районе являются выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, поселений, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на  территории района), и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет, а также рационального и эффективного их расходования.

Предоставление межбюджетных трансфертов поселениям, входящим в состав Аргаяшского муниципального района обеспечивает реализацию единой бюджетной политики на всех уровнях власти. Реализация указанных аспектов политики осуществляется через различные формы межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Среди дотаций основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности  поселений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность поселений
в средствах на оплату социально-значимых и приоритетных расходов.

В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств  и разбалансированности бюджетов поселений оказывается финансовая помощь в виде субсидии из бюджета Аргаяшского муниципального района бюджетам сельских поселений Аргаяшского муниципального района на частичное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, оплату топливно-энергетических ресурсов, услуг водоснабжения, водоотведения, потребляемых муниципальными.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов и выравнивания финансовых возможностей существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления.

 В рамках межбюджетного регулирования используется механизм предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Аргаяшского муниципального района муниципальным образованиям поселений в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в ходе их исполнения.

Тем не менее, в ряде поселений остается низким качество организации и управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются низкая достоверность финансового планирования, а так же внедрение программно-целевых методов планирования и исполнения бюджета.

Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами
и муниципальным долгом Аргаяшского муниципального района» направлена на урегулирование нерешенных проблем в сфере управления муниципальными финансами.

 

Раздел 2 Основные цели и задачи муниципальной программы

 

Основными целями муниципальной программы  является обеспечение долгосрочной сбалансированности,  устойчивости бюджетной системы и повышение качества управления общественными финансами.

Достижение цели муниципальной программы будет осуществляться путем решения задач в рамках соответствующих подпрограмм.

Состав целей, задач и подпрограмм муниципальной программы приведен
в ее паспорте.

Подпрограмме «Организация бюджетного процесса в Аргаяшском муниципальном районе»соответствуют следующие задачи муниципальной программы:

повышение достоверности и надежности прогнозных параметров районного бюджета;

правовое обеспечение бюджетного планирования и бюджетного процесса;

организация исполнения районного бюджета и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса;

формирование своевременной и качественной отчетности об исполнении консолидированного бюджета района.

Данная подпрограмма направлена на достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств бюджета Аргаяшского муниципального района источникам их финансового обеспечения, обеспечение условий и непосредственно формирование проекта бюджета Аргаяшского муниципального района, организация его исполнения и составление бюджетной отчетности.

Описание целевых индикаторов и показателей подпрограммы:

1. Процент абсолютного отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета  за отчетный год от первоначального объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета, скорректированного с учетом исполнения показателей прогноза социально-экономического развития района.

 

             ПО=

ФД

ППД

*100 где,

 

 

ПО – процент отклонения;

ФД – фактический объем налоговых и неналоговых доходов районного бюджета за отчетный год;

ППД – первоначальный  объем налоговых и неналоговых доходов бюджета Аргаяшского муниципального района на отчетный год.

2. Превышение установленных предельных объемов финансирования над показателями кассового плана с учетом прогноза кассовых поступлений и кассовых выплат соответствующего периода по расходам.

Показатель является комплексным, и его достижение является свидетельством качества реализации подпрограммы, поскольку свидетельствует о своевременном внесении в нее изменений, а, следовательно, в полном объеме выполнении таких условий, как определение и соблюдение предельных объемов финансового обеспечения муниципальных программ Аргаяшского муниципального района, оценка бюджетных рисков и т.д.

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

 Реализация предусмотренных подпрограммой мероприятий позволит обеспечить:

 устойчивость и сбалансированность районного бюджета в долгосрочном периоде;

создание условий для своевременности осуществления кассовых выплат получателями средств районного бюджета;

создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов; повышение качества управления муниципальными финансами.

   

Подпрограмма «Создание и развитие информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»  направлена
на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами в целях обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления и создания условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.

В рамках реализации подпрограммы будет обеспечено достижение следующих целевых показателей:

максимальный срок отсутствия работоспособности аппаратно-программного комплекса финансового управления;

обеспечение соответствия функционала информационных систем финансового управления требованиям, предусмотренным бюджетным законодательством РФ, Челябинской области и Аргаяшского муниципального района. 

 

Подпрограмма «Обеспечение сбалансированности бюджета».

            Данная подпрограмма направлена на содействие сбалансированности бюджета Аргаяшского муниципального района, создание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований сельских поселений Аргаяшского муниципального района. 

 

Описание целевых показателей подпрограммы:

 

- доля просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений и другим направлениям расходов в расходах консолидированного бюджета района.

Указанный показатель определяется по результатам годовой бюджетной отчетности, предоставляемой муниципальными образованиями - сельскими поселениями Аргаяшского муниципального района в финансовое управление.

 

Раздел 3  Организация управления и механизм выполнения мероприятий муниципальной программы

 

Ответственным исполнителем  Программы является финансовое управление.

Ответственный  исполнитель  Программы осуществляет управление реализацией Программы, обладает правом вносить предложения об изменении объемов финансовых средств, направляемых на решение отдельных ее задач.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные
по срокам и направлениям действия и включает:

-     разработку проектов нормативных правовых актов Аргаяшского муниципального района, необходимых для выполнения Программы, и внесение их на рассмотрение  администрации Аргаяшского муниципального района;

-     взаимодействие с органами государственной власти и иными государственными органами Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований поселений Аргаяшского муниципального района, коммерческими и некоммерческими организациями по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности финансового управления;

-     заключение с региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований поселений Аргаяшского муниципального района договоры (соглашения) о взаимодействии по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности;

-     создание координационных и совещательных органов из числа представителей финансового управления, иных  органов местного самоуправления для рассмотрения и решения вопросов в установленной сфере деятельности;

-     мониторинг поступлений доходов в консолидированный бюджет Аргаяшского муниципального района;

-     уточнение объемов финансирования  по программным мероприятиям на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с мониторингом фактически достигнутых результатов  путем сопоставления их с целевыми показателями реализации Программы;

-     управление Программой, эффективное использование средств, выделенных на реализацию Программы;

-     информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, в том числе о механизмах реализации отдельных мероприятий Программы.

Оценка исполнения мероприятий Программы основана на мониторинге целевых показателей Программы и конечных результатов ее реализации путем сопоставления, фактически достигнутых целевых показателей с показателями, установленными при утверждении Программы.

В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым показателям реализации Программы в нее могут быть внесены изменения.

Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами, в том числе эффективность расходования средств бюджета Аргаяшского муниципального района, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а  не только финансового управления, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета Аргаяшского муниципального района, а также органов местного самоуправления поселений Аргаяшского муниципального района. Для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо повысить роль муниципального внутреннего и внешнего финансового контроля, который позволит выявить и, самое главное, предотвращать бюджетные правонарушения.

Файлы для скачивания: 
finansy_argayash_23-25.doc