РЕШЕНИЕ от «30» марта 2011 г. № 19

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

АРГАЯШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ

 

30. 03.    2011 г  № 19

Об утверждении Положения

о порядке проведения антикоррупционной

экспертизы нормативных правовых актов

органов местного самоуправления

Аргаяшского муниципального района

и их проектов

 

                                             Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района РЕШАЕТ:

 

    1.Утвердить Положение о порядке проведения антикоррупционной  экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления  Аргаяшского муниципального района и их проектов(приложение).

     2.Опубликовать в «Аргаяшском вестнике».

 

            

Глава района                                                                                      И.М.Валишин

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Приложение

к решению Собрания депутатов

 Аргаяшского муниципального района

от 30.03.2011 г. № 19

Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Аргаяшского       муниципального района и их проектов

 

I. Общие положения

 

1. Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Аргаяшского    муниципального района и их проектов (далее - Положение) применяется в целях выявления в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Аргаяшского       муниципального района и их проектах (далее - нормативные правовые акты и их проекты) положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений.

2. Настоящим Положением определяются правила предупреждения и выявления коррупционных факторов и коррупциогенных норм в действующих нормативных правовых актах и их проектах.

Коррупционными факторами признаются положения проверяемых нормативных правовых актов и их проектов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов, содержащие коррупционные факторы.

 

II. Основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность

 

3. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.

4. Антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат нормативно- правовые акты ,проекты нормативных правовых актов.

5. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти нормативные правовые акты не были внесены изменения.

6. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов возлагается на  правовой отдел администрации Аргаяшского    муниципального района.

7. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов должна быть проведена в срок, не превышающий трех дней со дня внесения проекта нормативного правового акта для проведения антикоррупционной экспертизы.

8. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.

9. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется заключение.

 

III. Коррупционные факторы

 

10. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения  органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

11. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

IV. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта

 

14. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта готовится письменное заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

15. Заключение должно содержать выводы, с указанием:

1) наличия или отсутствия коррупционных факторов;

2) рекомендаций по устранению, ограничению либо коррекции выявленных коррупционных факторов;

3) предложения о дополнении превентивными антикоррупционными нормами.

В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте, проекте нормативного правового акта выявленных коррупционных факторов.

16. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Положением к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.

17. В случае выявления в проекте нормативного правового акта коррупционных факторов заключение направляется инициатору внесения проекта нормативного правового акта для устранения выявленных коррупционных факторов.

18. В случае выявления коррупционных факторов в действующих нормативных правовых актах Собрания депутатов Аргаяшского      муниципального района, Главы Аргаяшского      муниципального района в Собрании депутатов и Администрации Аргаяшского    муниципального района соответственно организуется работа по внесению в нормативные правовые акты поправок, направленных на устранение коррупционности изданных ими нормативных правовых актов.

19. При анализе нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта и подготовке заключения специалист, готовящий заключение, оценивает наличие коррупционных факторов и их коррупционную опасность по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех касающихся нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта правоположений в их совокупности, руководствуясь правосознанием и профессиональным опытом.

20. Заключение антикоррупционной экспертизы является приложением к проектам нормативных правовых актов, выносимых на утверждение Собранием депутатов, Главой Аргаяшского муниципального района.

21. Рекомендации и предложения, содержащиеся в заключении, носят рекомендательный характер.

Файлы для скачивания: 
resh_19_ot_30.03.2011.doc