Традиционная, августовская

26 августа состоялось августовская конференция педагогического коллектива Аргаяшского района.

Августовская конференция – особая педагогическая традиция, символизирующая начало отсчета нового витка длиною в год.

На конференции присутствовали педагоги школ и дошкольных учреждений, ветераны педагогического труда и молодые специалисты, представители общественности, руководители сельской и районной администраций и Управления образования. Среди почетных гостей - первый заместитель министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Сергей Сихарулидзе и генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев.

С традиционным приветствием выступил глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин. Говоря об итогах 2014-2015 учебного года он отметил, что в районе  стабильно высокий процент поступления выпускников в вузы, треть из которых поступает на бюджет. В минувшем году аттестаты о среднем образовании получили 196 учащихся одиннадцатых классов; 25 выпускников за успехи в учебе получили «золотые медали».

Деятельность педагогов заслуженно отмечается премиями и грантами; в районе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся – ведется активная поисковая деятельность, достойный вклад школьники внесли в подготовку к празднованию юбилея Победы.

Дружными аплодисментами педагоги встретили полученную буквально накануне новость о том, школьная сборная района стала победительницей областной спартакиады среди сельских районов Челябинской области.

Это и многое другое − результат системной работы районного управления  образования. В рамках выполнения майского Указа Президента размер средней заработной платы педагогов в районе доведен до уровня среднеобластного показателя. Несмотря на кризис, объемы вложения в сферу образования района не уменьшаются; активно задействуется внутренний потенциал. Среди основных задач на предстоящий учебный год глава района выделил повышение качества образования в рамках реформы системы образования, развитие системы дополнительного образования, физкультуры и спорта, особенно – в части сдачи норм ГТО, а также расширение сферы дошкольного образования.

В этом году педагогический состав пополнился молодыми специалистами:

СОШ № 2;

Гайнитдинова Лия Раилевна, учитель начальных классов МОУ Аргаяшской СОШ №1;

Гафарова Велена Гафуровна, учитель начальных классов МОУ « Начальная школа – детский сад № 26» д. Камышевка;

Иванова Инна Вячеславовна, воспитатель детского сада  № 20 с. Аргаяш;

Сайфуллина Лилия Валеевна, учитель истории МОУ Кузнецкой СОШ;

Сергачева Снежана Анатольевна, учитель математики МОУ Аргаяшской СОШ №2;

МОУ АСОШ №2 Арсланова Русалина Руслановна, учитель начальных классов МОУ АСОШ №2.

С развернутым докладом по актуальной теме о ходе проведения реформы системы образования - «Федеральные образовательные государственные стандарты (ФОГС): итоги, проблемы, преемственность, перспективы» - выступил начальник районного Управления образования Ильяс Сафиуллин. (Полный текст доклада руководителя Управления образования приводим ниже).

Накануне нового учебного года по инициативе самой многочисленной фракции Законодательного Собрания Челябинской области – «Единой России» - на ремонт образовательных учреждений Аргаяшского района направлено 3,199 млн рублей.

Субсидия предназначена для реализации муниципальной программы «Развитие образования Аргаяшского муниципального района».

На эти средства отремонтированы системы электро-, водоснабжения и кровли 6 школ – Акбашевской, Березовской, Губернской, Краснооктябрьской, Кузяшевской, Байрамгуловской и 4-х детских садов в Дербишева, Кузяшева, Яраткулова, Байрамгулова и школе-сад в селе Кузнецкое.

ДЛЯ СПРАВКИ: В 2015 – 2016 учебном году 25 общеобразовательны  школ Аргаяшского района  примут 5410 детей; 700 из них – первоклассники. Преподавание в школах ведут около 500 педагогов.

ЗА УСПЕХИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАГРАЖДЕНЫ:  «За профессиональное мастерство и высокие результаты педагогической деятельности в условиях введения ФГОС начального образования» руководитель Управления Ильяс Сафиуллин вручил Благодарственные письма педагогам начального образования:

Баишевой Рафиле Миндияровне, МОУ Дербишевская СОШ;

Бачуриной Наталье Васильевне,  МОУ Аргаяшская СОШ № 2; 

Беспаловой Валентине Васильевне, МОУ Аргаяшская СОШ № 2; 

Ворониной Ольге Владимировне, МОУ Аргаяшская СОШ № 1;  

Гариповой Разие Сайфулловне,  МОУ Бажикаевская СОШ; 

Зулкарнаевой Зульфие Жиянбаевне, МОУ школа- детский сад № 26 д. Камышевка;

Идрисовой Юлие Гатиятовне,  МОУ Краснооктябрьская СОШ; 

Исламовой Минзале Ахатовне, МОУ Яраткуловская СОШ;

Камальдиновой Муслихе Габитдиновне, МОУ Курмановская СОШ; 

Каюмовой Гульфие Тимергазеевне, МОУ Кулуевская СОШ; 

Киприяновой Надежде Викторовне, МОУ Худайбердинская СОШ;

Латыповой Фардане Саитбатталовне, МОУ Акбашевская СОШ;  

Малевой Марине Викторовне, МОУ Аргаяшская СОШ № 1;

Мамлеевой Ларисе Галимжановне, МОУ Кулуевская СОШ; 

Махмутовой Расиме Ильясовне, МОУ Ново-Соболевская СОШ;

Мухаметчиной Раушании Абзаловне, МОУ Яраткуловская СОШ;

Насибуллиной Гульнаре Ахмадеевне, МОУ Метелевская СОШ; 

Осинцевой Елене Владимировне, МОУ Аргаяшская СОШ № 2; 

Пыхтиной Наталье Николаевне, МОУ Аргаяшская СОШ № 2; 

Салиховой Эльфире Ураловне, МОУ Кузяшевская СОШ;

Самахужиной Индире Мирзануровне, МОУ Краснооктябрьская СОШ; 

Сибагатуллиной Венере Азгатовне, МОУ Байрамгуловская СОШ; 

Силантьевой Людмиле Алексеевне, МОУ Акбашевская СОШ;  

Сунозовой Тамаре Викторовне, МОУ начальная школа-сад № 12 с.Кузнецкое;

Фаттаховой Флюре Ягафаровне, МОУ Губернская ООШ;

Фахретдиновой Мавлиде Шамильевне, МОУ Куйсаринская ООШ; 

Хабилоойа Римме Юсуповне, МОУ Аязгуловская ООШ;

Хайруллиной Зиле Хаевне, МОУ Байрамгуловская СОШ; 

Шарафутдиновой Римме Ириковне, МОУ начальная школа-сад №24 д.Куянбаева;

Юлдыбаевой Альмире Кинжабаевне, МОУ Березовская СОШ; 

Юлфаризовой Гульсине Самситдиновне, МОУ Дербишевская СОШ.

 

«За профессиональное мастерство и высокие результаты педагогической деятельности в условиях введения федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования»  Почетной грамотой Управления образования наградждены:

Гайфуллина Альмира Нигаматулловна, старший воспитатель МОУ детский сад № 20 с. Аргаяш;

Даутова Юлия Ринатовна, старший воспитатель МОУ детский сад № 22 д.Яраткулова;

Шаймухаметова Айгуль Мавлитдиновна, старший воспитатель МОУ детский сад №56 с.Кулуево;

Поздравили обладателя президентского гранта Фаурию Нигаматовну Юлмурзину, учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения Акбашевской средней общеобразовательной школы, которая в 2015 году вошла в число 23 лучших учителей области.

«За значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста,  совершенствовании воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей» награждена

Скороходова Любовь Николаевна, воспитатель Муниципального образовательного учреждения детского сада №13 села Аргаяш.  

«За многолетний добросовестный труд в системе дошкольного образования» награждена

Халикова Зинфера  Самахуженовна, повар муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад» села Кузнецкое.

Первый заместитель министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Сергей Сихарулидзе вручил Почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников» заслуженным педагогам:

Багдасарян Суфие Равилевне, учителю  МОУ Аргаяшской средней общеобразовательной школы № 2;

Валеевой Гульфие Фаритовне, учителю МОУ Аргаяшской СОШ № 1;

Гузаировой Фариде Гиззатовне, учителю МОУ  Дербишевской СОШ.

«За многолетний плодотворный труд и высокие результаты  генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев вручили Почетные грамоты Министерства образования и науки Челябинской области:

Беляковой Галине Юрьевне, воспитателю муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада 18 п. Ишалино;

Валеевой Рите Рамильевне, учителю начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения  Акбашевской  средней общеобразовательной школы;

Галиуллиной Венере Фуатовне, музыкальному руководителю  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 6 с. Аргаяш;

Ишкильдиной  Карие Гильмитдиновне, учителю технологии муниципального общеобразовательного учреждения Кузнецкой средней общеобразовательной школы;

Магафуровой Альбине Гаязовне, воспитателю муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 с. Аргаяш;

Маркиной Надежде Васильевне, воспитателю муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад № 12» с. Кузнецкое;

Мусиной Райхане Нуретдиновне, воспитателю муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада 11 д.Новая Соболева;

Поташовой Татьяне Владимировне, музыкальному руководителю муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 25 с.Байрамгулово;

Пыхтиной Наталье Николаевне, учителю начальных классов  муниципального общеобразовательного учреждения  Аргаяшской  средней общеобразовательной школы №2;

Решетниковой Людмиле Васильевне, воспитателю  муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №56 с.Кулуево;

Усмановой Мавжиде Шариповне, учителю математики муниципального общеобразовательного учреждения Курмановской   средней общеобразовательной школы;

Фаткулиной Гульсие Агзамовне, учителю математики муниципального общеобразовательного учреждения Кузяшевской средней общеобразовательной школы

Хайбуллиной Оксане Шамиловне, заместителю директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Краснооктябрьской  средней общеобразовательной школы;

Халиловой Альбине Салимовне, учителю технологии  муниципального общеобразовательного учреждения Яраткуловской  средней  общеобразовательной школы;

Юмасултановой Минсаре Аваловне, учителю башкирского языка  муниципального общеобразовательного учреждения  Байгазинской средней общеобразовательной школы.

Заведующая отделом областной организации профсоюза работников народного образования и науки Людмила Роготовская вручила почетные грамоты самым активным членам профсоюзных организаций:

Гариповой Разие Сайфулловне, учителю начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения  Бажикаевской средней общеобразовательной школы;

Дмитриной Надежде Николаевне, учителю русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения  Губернской основной общеобразовательной школы;

Мусиной Гульнаре Нурылловне, методисту Управления образования Аргаяшского муниципального района;

Садыковой Тансылу Тимербаевне, воспитателю муниципального образовательного учреждения  Детского сада №7 с.Аргаяш.

Почетной грамотой Президиума Челябинской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки «За развитие социального партнерства» награждена:

Чухнина Галина Васильевна, директор муниципального общеобразовательного учреждения  Аргаяшской средней общеобразовательной школы №1.

Премия главы Аргаяшского муниципального района имени Александра Матвеевича Леднева и Динмухамеда Самахужиновича Хафизова вручена лауреату 2015 года Надежде Ивановне Савченко, директору МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад №12» с.Кузнецкое.

Председатель Аргаяшского районного Совета ветеранов Кондратьева Светлана Павловна вручила  Грамоту Президиума Аргаяшского районного Совета ветеранов «За многолетнюю активную работу в ветеранской организации Аргаяшского района по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня рождения» ветерану педагогического труда

Усмановой Нагиме Хабибхужеевне.

Грамотой Управления образования Аргаяшского муниципального района

«За многолетний добросовестный труд и мастерство в деле обучения и воспитания подрастающего поколения» награждена

Сибагатуллина Гульсум Нуруллиновна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» № 26 д. Камышевка.

Грамотой Управления образования Аргаяшского муниципального района

«За успешную работу по реализации программ патриотического воспитания школьников и высокие показатели личного и коллективного участия обучающихся школы в конкурсных мероприятиях патриотической направленности различного уровня» награждены

Рахимова Марина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Аргаяшской средней общеобразовательной школы № 2;

Рахматуллина Мавлида Ансаровна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Яраткуловской средней общеобразовательной школы;

Рахматуллина Гульфия Тимергалеевна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения Байрамгуловской средней общеобразовательной школы.

Грамотой Управления образования Аргаяшского муниципального района

«За целенаправленную работу по формированию библиотечного фонда школьных учебников по ФГОС» награждена

Булаева Марина Васильевна, заведующая школьной библиотекой МОУ Краснооктябрьской СОШ.

За привитие интереса учащихся к чтению, работу с книгой, родителями, общественностью, внедрение проектной деятельности «Чтение с увлечением» в работу школьной библиотеки награждена

Строзюк Ольга Валентиновна, педагог-библиотекарь МОУ Аргаяшской СОШ №2;

За целенаправленную работу по созданию библиотечного фонда школьных учебников по ФГОС и его сохранности награждена

Ягафарова Гульнур Тагировна, библиотекарь МОУ Аязгуловской ООШ.

ДОКЛАД

начальника управления образования Аргаяшского муниципального района И.Т.Сафиуллина на августовской педагогической конференции

«ФГОС: итоги, проблемы, преемственность, перспективы».

Добрый день, уважаемые участники конференции!

Мы встречаемся с Вами в канун нового учебного года на традиционной августовской  конференции.  Я  приветствую всех собравшихся в этом зале: тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения,  гостей и  участников августовской педагогической конференции.

Позвольте выразить глубокую благодарность и признательность педагогам - ветеранам, а также приветствовать молодых специалистов, впервые приступающих к самой благородной, но в то же время трудной и ответственной педагогической деятельности.

Тема нашего  совещания: ФГОС: итоги, проблемы, преемственность, перспективы.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов  - это  требование времени.

         С 1 января 2014 года вступил в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Документ определяет стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывает широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В связи с этим с руководителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений района проведена подготовительная работа по введению ФГОС дошкольного образования: созданы  рабочие группы, организована консультативная помощь.  Мониторинг стартовых условий введения ФГОС дошкольного образования показал, что уровень готовности к введению ФГОС высокий в 4 ДОУ (16 %), выше среднего в 16 (64 %) , средний в 5 или в 20% дошкольных образовательных учреждениях.  Руководителям и педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений предстоит решать непростые задачи, связанные с новыми подходами к организации образовательного процесса.

Однако внесение изменений в закон, принятие новых стандартов не позволит решить проблему удовлетворения родителей дошкольным образованием без развития кадрового потенциала.                                                                                                                                                            Согласно статистическим данным в этом учебном году в детских садах работало 198 педагогических работника, из них более 42% имеют высшее профессиональное образование, около 63 % имеют первую и высшую квалификационные категории. Средний возраст педагогов составляет 35 лет. Необходимо  привлечь новые кадры в дошкольные учреждения. В текущем  году пришли на работу 9 молодых специалистов, доля педагогов со стажем работы до 5 лет увеличилась до 4,5%.  

Успешную работу по реализации программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ведут все  дошкольные организации. Активное участие во внедрении ФГОС принимают старшие воспитатели МДОУ Детский сад № 22 д.Яраткулова, МДОУ Детский сад № 56 с.Кулуево, МДОУ Детский сад № 20 с. Аргаяш.

                            Уважаемые участники конференции!

С первого сентября 2011 года на основании приказа Управления образования от 29.06.2011 г. все общеобразовательные учреждения Аргаяшского района начали работу  по введению Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС НОО).     Для этого необходимо было осуществить ряд мероприятий с целью оперативного решения вопросов информирования, консультирования, оказания методической и практической помощи образовательным учреждениям, учащимся образовательных учреждений и их родителям, педагогам и руководителям образовательных учреждений по проблемам введения и реализации ФГОС начального общего образования.  Управлением образования был создан муниципальный координационный совет с целью координации деятельности по введению ФГОС, разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях района, включающий:

-       нормативное;

-       финансово-экономическое;

-       организационное;

-       кадровое;

-       информационное обеспечение введения ФГОС.

Анализ готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС на муниципальном уровне в соответствии с критериями самообследования   в 2011-2012 учебном году показал следующее: уровень организационного, кадрового и информационного обеспечения введения ФГОС НОО находится на достаточном уровне.

 Общеобразовательными учреждениями  района  проведена большая работа по подготовке к введению ФГОС НОО:

- разработаны основные образовательные программы начального общего образования, рабочие программы по предметам;

- разработаны учебные планы с учетом организации внеурочной деятельности;

- определены перспективы работы школ по материально-техническому обеспечению с учетом требований ФГОС НОО;

- обеспеченность обучающихся учебниками, соответствующими ФГОС НОО, составила 100%;

- курсовая подготовка учителей начальных классов составила 98%; 

- общественность и родители проинформированы об особенностях обучения по новым стандартам;

- на портале Управления образования размещается информация по введению ФГОС НОО.

Уже в августе 2011 г. в рамках работы  августовской педагогической конференции  7 педагогов  из МОУ АСОШ № 2, Акбашевской, Краснооктябрьской, Яраткуловской и  Дербишевской школ представили на секции опыт работы по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования на муниципальном уровне. Решением секции были определены основные направления организации введения и реализации ФГОС НОО в Аргаяшском районе.

Вопросы введения новых стандартов постоянно обсуждались на районных методических объединениях учителей – предметников.  Проведены заседания с изучением теоретических основ введения ФГОС, уже тогда говорили об особенностях работы и в основной школе.  Создано 8 творческих групп, 3 из которых изучают методические аспекты введения ФГОС НОО: «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС», «Системно-деятельностный подход в обучении», «Организационное и нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС».

Вопросы введения и реализации образовательных стандартов в начальной школе рассматривались на совещании директоров, заместителей по учебной и воспитательной работе. Были заслушаны специалисты и методисты Управления образования, заместители директоров общеобразовательных учреждений по основным проблемам реализации ФГОС:

- об итогах готовности ОУ к введению ФГОС;

- организация работы по исполнению учебного плана (раздел: обеспечение внеурочной деятельности) в связи с введением ФГОС НОО;

- организация работы по оцениванию знаний обучающихся начальных классов в связи с введением ФГОС НОО;

- организация работы по формированию универсальных учебных действий;

- примерные модели внеурочной деятельности;

- организация работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся в связи с введением ФГОС;

- организация коррекционной работы в связи с введением ФГОС;

- анализ работы по введению ФГОС НОО в 2011/2012 учебном году.

Введение ФГОС потребовало от муниципальной методической службы расширения количества мероприятий, освещающих разные аспекты деятельности администраций общеобразовательных учреждений и педагогов  в связи с новыми задачами, определенными стандартами.

С января 2012 года работа ММС строилась на основе практического обучения  педагогов посредством проведения Единого методического дня, методических недель учителей начальных классов, выездных семинаров:

27 марта 2012 года на базе АСОШ № 1, АСОШ № 2 был проведен Единый методический день «Методическое сопровождение образовательного процесса в современных условиях»

8 ноября 2012 года в рамках Единого методического дня были проведены выездные семинары:

- «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в современных условиях» в МОУ Кулуевской СОШ;

- «Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС начального и общего образования» (предметные секции учителей иностранного языка, начальных классов, башкирского языка, истории и обществознания) в МОУ Акбашевской СОШ;

- «Системно-деятельностный подход в обучении как важнейшее средство реализации ФГОС» в МОУ Байрамгуловской СОШ. В ходе  семинара был представлен и обобщен опыт работы учителей начальных классов школ  по введению ФГОС посредством 5 мастер-классов, представлена деятельность педагогических коллективов по разработке ключевых компетенций учащихся, диск с материалами по системно-деятельностному подходу и универсальным учебным действиям, дан обзор литературы по ФГОС, имеющейся в библиотеке. В работе семинаре приняли участие 62 педагога всех школ района.

22 февраля 2013 года в рамках методической недели проведен семинар в МОУ Старо-Соболевской ООШ «Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

26 марта 2013 года выездные семинары в рамках Единого методического дня проведены в МОУ Ново-Соболевской СОШ, МОУ Дербишевской СОШ.       5 ноября 2013 года в МОУ Аргаяшской СОШ № 1 для завучей и учителей-предметников был проведен семинар «Деятельность педагогического коллектива в условиях перехода на ФГОС основной школы». Секция учителей начальных классов работала по теме «Педагогическая деятельность учителя в условиях реализации стандартов второго поколения», где 9 педагогов представили свой опыт работы.

С целью отработки практических навыков и умений в реализации ФГОС НОО на базе МОУ Яраткуловской СОШ педагоги обсуждали вопросы развития универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности.

Весной 2013 года учителя башкирского языка и литературы прошли очно-заочные курсы, организованные Институтом развития образования в г.Уфе. Обучение прошли  13 человек.

- 26 марта 2014 года  в МОУ Аргаяшской СОШ № 2 прошел расширенный семинар по теме «Оценка достижения планируемых результатов», в работе которого приняли участие более 100 человек: из числа учителей начальных классов, учителей-предметников, представителей администраций школ района. В рамках семинара был представлен и обобщен опыт работы учителей начальных классов Аргаяшской школы № 2 по введению инновационных способов оценивания знаний учащихся в рамках реализации ФГОС. В ходе семинара были раскрыты основные требования к оцениванию знаний, выданы методические рекомендации по разработке школьной системы оценивания знаний обучающихся. Наработанный опыт педагогов Аргаяшской СОШ №2 в области введения ФГОС был представлен на диске для коллег из других школ.   

4 декабря 2014 года состоялся выездной семинар в МОУ Кулуевской СОШ, на котором учителя Кулуевской школы представили свое видение современного урока с позиции формирования универсальных учебных действий.

Сегодня мы отмечаем количественный и качественный рост числа участников семинаров, представляющих опыт работы.

2014-2015 учебный год был посвящен вопросам преемственности введения стандартов начального и общего образования. Учителя начальных классов МОУ Краснооктябрьской, Байрамгуловской, Дербишевской, Акбашевской школ, Аргаяшских школ №1 и №2 делились опытом работы со своими коллегами -учителями-предметниками, которым в новом учебном году предстоит начать реализацию ФГОС в 5 классах.  216 педагогических и руководящих работников стали участниками  таких обучающих семинаров. Отдельным блоком обобщался вопрос «Преподавание башкирского языка и литературы в ОУ в свете ФГОС нового поколения», где основным направлением работы было – организация внеурочной деятельности в рамках проектной деятельности.

Таким образом, все педагоги района в той или иной степени вовлечены в деятельность по внедрению и реализации ФГОС через различные формы методической работы. Внутрикорпоративное обучение организовано во всех учреждениях через систему школьных семинаров и методических дней по вопросам введения ФГОС. Большие возможности профессионального роста получают педагоги образовательных учреждений, имеющих опыт сетевого взаимодействия с  областными учреждениями, организующими повышение квалификации, публикующих свои материалы в научных журналах, сборниках, на страницах персональных сайтов педагогических сообществ, участвующих в конкурсах профессионального мастерства, в мероприятиях областного и всероссийского масштабов. 

Важно отметить, что охват курсовой подготовкой по проблемам внедрения ФГОС составляет в целом по образовательным учреждениям 60%, в том числе по педагогам, работающим в начальном звене - 98%.

Уважаемые коллеги!

Внеурочная деятельность в образовательных учреждениях района осуществляется по пяти направлениям: духовно-нравственное, общекультурное, социальное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное направление. Более востребована среди обучающихся начальных классов и их родителей  внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной, общеинтеллектуальной направленности. Из 2285 школьников начальной ступени образования  72 % заняты внеурочной деятельностью в школах.

Организация внеурочной деятельности во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей.  

Основными ориентирами в организации внеурочной деятельности стали запросы родителей; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности как обучающихся, так и педагогов.

Через организацию внеурочной деятельности раскрываются скрытые внутренние возможности ребенка, заложенные в нем природой. От того, как начнёт младший школьник  исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем его жизненное самоопределение.

Для организации полноценной внеурочной деятельности коллективам школ необходимо выстроить систему сотрудничества и социального партнерства с социумом и решить ряд проблем, в том числе  изыскать резервы для оснащения образовательной деятельности соответствующим программным обеспечением. С введением стандартов в 5 классах в этом направлении перед образовательными учреждениями ставятся уже более сложные задачи.

Так что нам вместе предстоит ставить перед собой новые цели и задачи, совместно искать пути их решения в части совершенствования учебно-воспитательного процесса, улучшения условий воспитания и обучения, совершенствования материально-технической базы, расширения использования информационных технологий.

Я считаю, в педагогических коллективах работают творческие люди с большим потенциалом, профессионалы своего дела, и нам по плечу любые задачи. Сегодня хочется выразить свою признательность учителям начальных классов, воспитателям детских садов, которые стремятся сделать пребывание ребенка в образовательном учреждении наиболее комфортным, вкладывают всю душу, чтобы дети с удовольствием шли в школу или детский сад. Только при таком отношении к работе можно говорить об успешности образовательного процесса. 

Уважаемые участники совещания!

Проведенное в 2011 году анкетирование учителей начальных классов на предмет готовности к введению ФГОС показало, что 71% опрошенных отметили, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся. 40% - что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении. 64% респондентов подтвердили свою готовность к введению ФГОС, 25% еще не были уверены, 6% заявили о неготовности к работе по ФГОС. Педагогами были отмечены следующие затруднения, связанные с введением ФГОС: внесение изменений в поурочное планирование с учетом включения в образовательный процесс исследовательской деятельности обучающихся, организация системно-деятельностного подхода на уроках, разработка критериев оценки личностных достижений, недостаточная материально-техническая база, недостаток методической литературы и др. На вопрос о готовности образовательного учреждения к введению ФГОС 65% ответили утвердительно, 10% отрицательно, 25% затруднились ответить.

А сегодня мы наблюдаем активность участия педагогов в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС, самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем. Активность в саморазвитии можно наблюдать у 83% учителей 1-4 классов и 48 % педагогов 5-11 классов.

Но остается проблемным технологический аспект: 30% педагогов затрудняются в организации учебного исследования, в работе над формированием компонентов учебной деятельности, в умении работать с ошибками учеников, включать обучающихся в учебный диалог.  В этом направлении нам еще предстоит работать, так как качество знаний конкретного ученика зависит от профессиональной подготовленности педагога.

Подводя итог совместной деятельности Управления образования и общеобразовательных учреждений в направлении внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, можно сделать вывод, что в течение всех учебных лет работа проводилась системная и на достаточном уровне. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС, курсовая подготовка учителей начальных классов, организационно-информационное сопровождение, обеспеченность УМК находится на оптимальном уровне. Обновлена материально-техническая база.  Практически все кабинеты начальных классов оборудованы АРМом учителя.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.  В 2015-2016 учебном году  переходим на новые стандарты основного общего образования. Внедрение ФГОС второго поколения –  новый этап в развитии общего образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.

Сегодня простое утверждение образовательного учреждения о соответствии качества обучения требованиям образовательного стандарта общественностью не воспринимается как гарантия получения качественного образования. Для подтверждения способности образовательного учреждения к устойчивому росту качества обучения стали необходимы современные контрольно–оценочные средства и процедуры, основанные на педагогических измерениях учебных достижений и обеспечивающие достоверность, надежность и валидность образовательной информации. 

На уровне образовательного учреждения оценка качества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования как процедура внешней оценки, а также промежуточной и текущей аттестацией учащихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. В этом учебном году  в соответствии с приказами Министерства образования и науки Челябинской области Региональным центром оценки качества и информатизации образования  проведен мониторинг индивидуальных достижений обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования. Целью данного мероприятия стало определение уровня и качества результатов освоения образовательных программ начального общего образования в школах Челябинской области. Стандартизированные контрольные измерительные материалы по обязательным предметам направлены на достижение предметных результатов по русскому языку и математике; комплексная работа – на достижение метапредметных результатов.

В данном исследовании приняли участие 502 ученика 4-классов из 21 школы района. Выбор варианта КИМ зависел от смены, в которую обучались участники: 1-ый вариант выполняли учащиеся первой смены, 2-ой вариант учащиеся второй смены. Процедура проведения мониторинга в 4 классах практически аналогична проведению ОГЭ в 9 классах.    Содержательной и критериальной основой  оценки индивидуальных достижений выпускников начальной школы являются планируемые результаты освоения образовательной программы начального общего образования (разделы «Выпускник научится» по математике, русскому языку). Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого во ФГОС НОО, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени обучения. Превышение базового уровня это значит, говорит об усвоении системы знаний, а так же о кругозоре, широте интересов, о сформированности интересов к данной предметной области. Пониженный уровень свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету.

Исследование индивидуальных достижений по математике проводилось с целью оценки качества освоения знаний. Стандартная контрольная работа включала 20 заданий, которые позволили проверить планируемые результаты по следующим разделам учебного предмета:  Числа и величины, арифметические действия, работа с текстовыми задачами, пространственные отношения, геометрические фигуры, геометрические величины, работа с информацией. Оценивалось каждое задание и высчитывалась общая сумма баллов. Около 90 % учащихся освоили требования по математике (выполнили правильно от 50% до 100 % заданий базового уровня). 11 % учащихся требуют особого внимания при обучении в основной школе.  Справились с легкими  заданиями более 80 % обучающихся района. Со средним уровнем трудности на 80 % справились учащиеся Метелевской СОШ, ниже  50 % - АСОШ №1, Ново-Соболевской СОШ, Аязгуловской ОШ, Байрамгуловской СОШ, АСОШ № 2, Куйсаринской ООШ, АСОШ № 1 и т.д. (на слайде).

Успешность выполнения работы по математике составила  70,7%  , по области этот показатель выше -  79,7 %.

Учащимися качественно выполнены задания по разделам «Арифметические действия» (средний процент по району составил 81,8 %), «Числа и величины» - 81,8 %,  «Работа с информацией» (средний процент выполнения по району составил 78,62%), «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» - 70,94 %. (На слайде дано сравнение районных и областных показателей).

Труднее дались учащимся задания, связанные с текстовыми задачами. Процент выполнения заданий составил 67,7 %. Особую тревогу вызывает уровень достижения планируемых результатов по разделу «Геометрические величины». Только 46 % выпускников справились с заданиями.

В целом четвероклассники показали достаточно высокую мотивацию к выполнению заданий стандартизированной контрольной работы по математике. Подавляющее большинство учащихся приступали к заданиям не только базового, но и повышенного уровня сложности.

Стандартизированная контрольная работа по русскому языку включала 20 заданий, позволяющих проверить планируемые результаты по следующим разделам учебного предмета: фонетика, графика, состав слова, морфология, синтаксис, орфография, работа с информацией. Успешность выполнения заданий по району составила  около 47 %  , областной показатель - 59,8 %. Из данных диаграмм видно, что учащимися более качественно выполнены задания разделов «Морфология»- 77,34%, «Фонетика, Графика» - 53,07 %, «Синтаксис» - 51,97 %. Однако обозначилось несколько проблемных точек. Слабые знания учащиеся показали при выполнении заданий раздела «Орфография» - 36 %, и только 7% четвероклассников справились с заданиями раздела «Развитие речи». Нужно отметить, что и на государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования выполнение такого типа заданий вызывают затруднения у выпускников. Считаю необходимым сконцентрировать внимание руководителей школ, заместителей директоров ОУ, руководителей методических объединений, педагогов  на данном вопросе, перейти к объективному анализу  и планированию конечных качественных результатов.

Уважаемые участники совещания!

Результатом выполнения комплексной работы является оценка уровня универсальных учебных действий ребенка. Комплексная работа включала 12 заданий по трем разделам программы: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Отметим, что выпускники четвертых классов  освоили метапредметные универсальные учебные действия. Средний показатель успешности составил 74,4 %, по области 80,4 %.   Из диаграммы видно, что наиболее качественно выполнены задания по разделу  «преобразование и интерпретация информации» - 79,7 %, «оценка информации» - 75,3 %. Менее успешны обучающиеся при выполнении заданий раздела «поиск информации и понимание прочитанного» - 68,2.   Следовательно, каждый четвертый  обучающийся может испытывать затруднения в 5 классе, когда нужно будет  найти необходимую информацию в учебнике, в тексте, в тетради; затруднения по осознанию и пониманию прочитанного может усложнить продвижение в освоении других планируемых результатов образования. Комплексная работа позволила выявить проблемные зоны, которые требуют корректировки в дальнейшей работе учителей и обучающихся.

В заключение хочу привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании:

«Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Наша задача – не превратить федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения в «тормоз для корабля образования».

Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.

2015-2016 учебный год станет годом отсчета внедрения стандартов основного общего образования для нынешних пятиклассников. Через 5 лет будет возможность сравнить результаты государственной итоговой аттестации года пятнадцатого и результаты, обучающихся освоивших стандарты второго поколения. Есть большая уверенность, что качественные показатели в будущем будут выше. А сегодня эти показатели таковы:

Доля выпускников, сдавших ОГЭ и ГВЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике) и получившим аттестат об основном общем образовании, составила 92 % ,что ниже показателя прошлого года - 94,8 %. Но в три раза увеличилось количество выпускников, получивших аттестаты с отличием (24 ученика против 8 в прошлом году).

28 % выпускников в основной период проведения государственной итоговой аттестации не справились с заданиями по математике, 9 % - по русскому языку. В резервный день не смогли пересдать экзамены по математике и русскому языку 7 % девятиклассников, они будут сдавать экзамены в сентябре этого года.

Самый высокий балл по математике набрала обучающаяся МОУ Курмановской СОШ - 33 балла, следом ученики МОУ Бажикаевской и Яраткуловской СОШ – по 29 баллов.

Максимальный балл 39 баллов набрали по району  8 человек: Из Аргаяшских школ № 1 и № 2, Акбашевской, Бажикаевской и кулуевской СОШ.

Ни одной отрицательной оценки по русскому языку не было девятиклассников МОУ Кузяшевской СОШ, МОУ Кулуевской СОШ, МОУ Курмановской, МОУ Худайбердинской, МОУ Губернской школах.

Популярными экзаменами по выбору в 2015 году стали предметы «Обществознание», «Физика», «Биология», «Информатика». По сравнению с прошлым годом по всем выбранным предметам возрос процент сдававших экзамены.

 

 

2014 г.

2015 г.

Биология

17 (3,7%)

63 (12,7) +9

Информатика

9 (2%)

43 (8,7 %) +6,7

Химия

9 (2%)

12 (2,4 %) +0,4

Английский язык

4 (0,9%)

7 (1,4 %) +0,5

География

1 (0,2%)

10 (2 %) +1,8

Обществознание

45 (9,7%)

114 (23 %) +13,3

История

1 (0,2%)

11 (2,2 %) +2

Физика

12 (2,6%)

54 (10,9 %) +8,3

Высокие результаты по физике показали учащиеся МОУ Аргаяшской СОШ № 1 и Кулуевской СОШ, информатике – МОУ Акбашевской, Аргаяшской № 2, Байрамгуловской и Яраткуловской школ, химии – МОУ Березовской СОШ, по обществознанию - МОУ Акбашевской СОШ , МОУ Аргаяшской СОШ №2 , МОУ Курмановская СОШ и  МОУ Кулуевской СОШ.

Государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования в этом году претерпела ряд серьезных изменений. Как вы помните, чтобы получить допуск к ЕГЭ, выпускники писали сочинение, с которым все успешно справились. Введен профильный экзамен по математике устная часть экзамена по иностранным языкам. ЕГЭ по математике базового уровня сдавал 179 человек, 7 из которых не прошли минимальный порог баллов ( в том числе 2 выпускника вечерней школы). 149 человек (74 % от общего количества выпускников) сдавал экзамен по математике профильного уровня,  с заданиями справились 60 % выпускников. Самый высокий бал  (82 балла) отмечен у учащегося МОУ Аргаяшской СОШ № 1.

Все выпускники, а их 201 человек, заявленные на экзамен по русскому языку, успешно справились с заданиями. 8 выпускников набрали по данному предмету более 90 %. Средний балл по русскому языку по области составил 70, по району 59. Но показатель выпускников МОУ Краснооктябрьской СОШ оказался выше областного и составил 72 балла.

Экзамены по географии, литературе, английскому языку, биологии выпускники успешно сдали. Но по обществознанию из 90 выпускников 20 (22%) не одолели установленный минимальный порог, по химии  из 11 – 4 (36 %), по физике из 41 - 3 (7,3 %), по истории из 22 - 6 (27 %), по информатике и ИКТ  из 11 выпускников - 1 (9%). 

В целом мы считаем, что итоги ЕГЭ по району были ожидаемыми. Выпускники, которые в течение всего периода обучения в школе показывали стабильные знания, подтвердили их на реальном экзамене, в том числе и претенденты на медаль. Но все-таки вызывает тревогу тот факт, что наши показатели государственной итоговой аттестации существенно ниже областных. Думаю, в условиях реализации ФГОС основного общего образования пристальное внимание необходимо обратить именно на повышение качества образования через формирование предметных и метапредметных компетенций.

Уважаемые участники совещания!

Введение и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является сегодня одним из приоритетных направлений в системе образования района. Мы должны ставить новые задачи для обеспечения современного качества образования, стремиться к организации комплексного подхода в создании условий для осмысления нового понимания образовательных результатов, подходов к их оцениванию, проектированию, реализации основной образовательной программы, функционирования образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.

Актуальными направлениями такого комплексного сопровождения являются: научно-методическое, организационное, информационное.

Основой научно-методического сопровождения внедрения новых Стандартов следует считать формирование, выявление, распространение актуального педагогического опыта, реализацию инновационных проектов здоровьесбережения, создание методических пособий, повышение квалификации педагогического коллектива практико-ориентированной направленности.

Организационное направление реализуется возможностью обеспечения координации деятельности внутри образовательного учреждения, создания рабочих групп по овладению инструментарием Стандарта, основных положений, изучению методических рекомендаций, разработке и реализации системы внеурочной деятельности обучающихся, проведением педагогических советов, педагогических конференций и педагогических марафонов, постоянно действующих методических семинаров по изучению и применению современных педагогических технологий.

Информационное направление включает в себя информирование участников образовательного процесса о происходящих и планируемых изменениях в организации образовательного процесса посредством официального сайта учреждения, дидактического и методического инструментария по организации внеурочной деятельности, по организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов.

В заключение хотелось бы отметить, что основные направления деятельности районной системы образования по обеспечению перехода на ФГОС основного общего образования обуславливают комплекс следующих задач, стоящих перед Управлением образования и образовательными учреждениями:

- способствовать формированию готовности педагогических работников к внедрению и реализации ФГОС ООО через активное сетевое взаимодействие образовательных учреждений дальнейшее ознакомление с системой  требований к оценке результатов учащихся, технологиями деятельностного  типа, способствующими  формированию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД);

- содействовать развитию профессиональной компетенции педагогических и управленческих кадров в области проектирования и конструирования компонентов образовательного процесса и управления  ими в соответствии с требованиями ФГОС;

- организовать научно-методическое и дидактическое обеспечение реализации ФГОС, систему методической поддержки педагогов;

- создание условий для проявления и углубления  интереса обучающихся к изучению родного и иностранных языков;

- содействовать развитию творческого потенциала и профессионально-личностного роста педагогических работников через организацию различных конкурсов, фестивалей, творческих лабораторий и др.;

- создать единую информационную среду, обеспечивающую широкий постоянный доступ к информации, связанной с реализацией ФГОС;

- способствовать распространению инновационного педагогического опыта через систему сетевого взаимодействия.

Уважаемые участники конференции!

Сердечно поздравляю вас с Днем знаний и началом учебного года! Образование – тот надежный фундамент, на котором строится благополучие страны. Поэтому мы делаем все необходимое для того, чтобы подрастающее поколение могло получить глубокие знания, реализовать свои таланты, подружиться со спортом, стать настоящим патриотом. Нет ни одной области деятельности человека, где не востребованы глубокие знания. В век научно-технического прогресса, развития информационных технологий именно знания определяют социально-экономический потенциал общества и его способность к созидательной деятельности. 
Выражаю искреннюю признательность учителям и преподавателям за высокий профессионализм, верность призванию и любовь к ученикам. 
Крепкого всем здоровья, успехов в учебе и труде, неиссякаемой энергии, счастья, оптимизма!

Спасибо за внимание!