Процесс начался

В Аргаяшском районном суде начался судебный процесс по нашумевшему обвинению аязгуловского фермера Вильдара Якупова в распространении экстремистской литературы и аудио-, видеоматериалов.
В апреле 2009 года было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования проведены обыски в аязгуловской и акбашевской мечетях, изъято около тысячи единиц литературы и других материалов.
Дело вызвало большой общественный резонанс. О нем дважды рассказывал «Восход», писали областные газеты. На первое судебное заседание, состоявшееся 20 января, собралось много слушателей. Процесс открытый. Председательствующий – судья Ольга Терещенко. Сторону государственного обвинения представляет прокурор Аргаяшского района Павел Киртянов.
Оглашение обвинительного заключения по ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) заняло более получаса.
По данным обвинителя, Вильдар Якупов, прошедший обучение в исламском университете Саудовской Аравии, вернувшись в Аязгулово, начал в 2006 году на базе местной мечети вести курсы по изучению основ ислама и арабского языка, используя на занятиях аудиозаписи и давая свои комментарии. В вину ему ставится хранение и распространение литературы и аудио-, видеоматериалов, включенных в список экстремистской литературы. Государственный обвинитель подчеркнул, что Якупов был осведомлен о характере этой литературы, но не ставил об этом в известность своих слушателей. Также в вину ставятся факты передачи Якуповым литературы и аудиоматериалов жителям Озерска и Кыштыма.
В. Якупов свою вину не признал и заявил, что не понимает смысла предъявленных ему обвинений. «Я не совершал этого преступления», – сказал он. Адвокат Рустем Валиуллин дополнил, что в заключении точно не определено действие, которое ставится в вину, не установлено точно время его совершения. Обвинение ссылается на выводы экспертизы, что противоречит судебной практике. Ссылаясь на аналогичные процессы, прошедшие в судах Турции, Рустем Валиуллин сделал вывод, что необходимо отправить дело на доследование, так как на основании представленных материалов невозможно вынести ни обвинительное, ни оправдательное заключение.
Суд удалился на технический перерыв и возобновил работу в три часа дня. В ходатайстве защите было отказано, процесс начался с заслушивания свидетелей. Он планируется на три дня, поскольку предстоит большой объем работы, необходимо выслушать немало свидетельских показаний и рассмотреть много материалов.


Римма Хибатуллина
Газета «Восход»